Памятка для учредителей и главных редакторов средств массовой информации

Обязанность главных редакторов средств массовой информации не допускать злоупотребления свободой массовой информации 

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и материалов, содержащих нецензурную брань.

Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.

При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-3 части четвертой статьи 41 Закона.

Перечень видов информации, распространение которой не допускается в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не является исчерпывающим. Информация, на распространение которой налагается запрет другими федеральными законами, также является ограниченной в обращении и не может свободно распространяться.

Редакциям средств массовой информации необходимо неукоснительно соблюдать ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части недопущения использования средств массовой информации для распространения экстремистских материалов, в которых, в частности, могут содержаться признаки возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганды исключительности, превосходства или неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

К редакциям средств массовой информации, допустившим распространение материалов с признаками экстремизма, применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

При установлении нарушений требований ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» регистрирующий орган обязан вынести официальное письменное предупреждение учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации.

Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего Закона «О средствах массовой информации», по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.

Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

Обязанность учредителей и главных редакторов средств массовой информации по доставке обязательного экземпляра периодических печатных изданий, письменных уведомлений, уставов и договоров

Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии напоминает, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» производители документов:

- доставляют через полиграфические организации в федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций (Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям: 127994, г. Москва, Страстной бульвар, д. 5) по одному обязательному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража;

- в целях последующего распределения изданий между крупнейшими библиотечно-информационными организациями доставляют через полиграфические организации в день выхода в свет первой партии тиража печатных изданий в Российскую книжную палату (119019, г. Москва, Кремлевская набережная, д. 1/9)
• 16 обязательных экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке; 
• 9 обязательных экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации на русском языке;  
• 3 обязательных экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и рекламных изданий на русском языке;  
• 4 обязательных экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и на иностранных языках;  
• 3 обязательных экземпляра газет на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и иностранных языках; 

- доставляют через полиграфические организации по три обязательных экземпляров субъекта Российской Федерации всех видов печатных изданий в соответствующие книжные палаты (Государственный архив печати Чувашской Республики (428020, г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 6)) и библиотеки субъектов Российской Федерации (Национальная библиотека Чувашской Республики (428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 15)) в день выхода в свет первой партии тиража;

- доставляют через полиграфические организации по два обязательных экземпляра муниципального образования всех видов печатных изданий в соответствующие библиотеки муниципальных образований в день выхода в свет первой партии тиража.

Рекомендовано: контрольные экземпляры СМИ предоставлять в регистрирующий орган – Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии: ул. Гладкого, д. 7 «б», г. Чебоксары, 428020 – 1 экз.

Доставка осуществляется через полиграфические организации в день выхода первой партии тиража. Редакциям периодических печатных изданий рекомендуется предусмотреть в договоре с полиграфической организацией пункт о доставке обязательных экземпляров периодических печатных изданий по указанным выше адресам. 

Согласно ст. 11 Закона от 27 декабря 1991 года № 2124-I "О средствах массовой информации" при изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.

Согласно ст. 20 Закона от 27 декабря 1991 года № 2124-I "О средствах массовой информации" устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
В уставе редакции должны быть определены:
1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;
3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
5) передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.
До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1 - 5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.

За нарушение установленного законом порядка предоставления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров предусмотрена административная ответственность по ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обязанность учредителей и главных редакторов средств массовой информации по соблюдению порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации

Согласно ст. 11 Закона от 27 декабря 1991 года № 2124-I "О средствах массовой информации" смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно названия, языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.

Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.
Перерегистрация средства массовой информации, деятельность которого прекращена судом, не допускается.

Согласно п. 8 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия государственной функции «Регистрация средств массовой информации» в случае переименования учредителя, изменения местонахождения (места жительства) учредителя, местонахождения редакции, учредитель вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении соответствующих изменений в свидетельство о регистрации СМИ.

За нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации предусмотрена административная ответственность по ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обязанность главных редакторов средств массовой информации по соблюдению порядка объявления выходных данных

Согласно ст. 27 Закона от 27 декабря 1991 года № 2124-I "О средствах массовой информации" каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:
1) название издания;
2) учредитель (соучредители);
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;
6) тираж;
7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";
8) адреса редакции, издателя, типографии;

9) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.

Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения:
1) название программы;
2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) тираж;
5) редакция и ее адрес;
6) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно".
Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием.

Если средство массовой информации не освобождено от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

За нарушение порядка объявления выходных данных предусмотрена административная ответственность по ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Время публикации: 31.01.2012 14:53
Последнее изменение: 25.09.2013 08:50